Новая методика расчета утилизационного сбора на автомобили в России
Проект постановления Минпромторга России содержит изменения в методику расчета утилизационного сбора для автомобилей, которые, помимо прочего, будут включать привязку к мощности двигателя и прогрессивную шкалу. Эти нововведения повлекут за собой увеличение суммы утилизационного сбора для значительной части категорий автомобилей.
Изменения были вызваны запросом от Объединения автопроизводителей России, которое высказало необходимость увязывания утильсбора с мощностью двигателей и более строгих условий для применения льготной ставки в связи с ввозом автомобилей физическими лицами для личного использования. В текущий момент расчёт утильсбора осуществляется на основании объёма двигателя и года его выпуска. Однако растущий интерес населения к надежным и мощным автомобилям, включая электромобили и гибридные модели, указывает на устарелость существующей системы.
Согласно планируемым исправлениям, базовая ставка утильсбора будет определяться на основании объема и типа мотора, тогда как мощностные характеристики станут важнейшим критерием формирования коэффициента в рамках прогрессивной шкалы. В частности, предусмотренные изменения касаются легковых автомобилей категории М1.
Что касается льгот для физических лиц при ввозе машин для личного пользования, они останутся лишь для автомобилей, в которых мощность двигателя составляет не более 160 л.с. Ожидается, что нововведения не будут чувствительными для физических лиц, поскольку 88% всех ввозимых автомобилей обладают мощностью до 160 л.с.
На сегодняшний день физлица уплачивают утильсбор по льготной ставке: 3400 рублей для машин до трех лет и 5200 рублей для более старших автомобилей. Исключения составляют машины с движками объемом свыше трех литров, для которых льгота уже давно не применяется. Каждый автомобиль, ввезенный физическим лицом, не может быть перепродан в течение года. Предполагаемая методика может начать действовать с 1 ноября 2025 года, если получит утверждение.