Состояние и прогнозы для сегмента тяжелых грузовиков

На пресс-конференции ассоциации РОАД, прошедшей 4 декабря в Москве, были озвучены тревожные данные о состоянии коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев отметил, что за последние десять лет произошло сокращение парка среднетоннажных автомобилей (MCV) на 25%, упавшее с 2,3 миллионов до 1,727 миллионов. Одновременно наблюдается рост среднего возраста автомобилей, который на текущий момент достиг 28 лет. Большую тревогу вызывает состояние специализированной техники, которая в среднем эксплуатируется около 32 лет. Сообщения от эксперта «Глобал трак сервис» (GTC), Максима Шишко, подчеркивают тенденции на рынке тяжелой техники, где доля китайских производителей снизилась с 60% до 53%. Российские компании, напротив, увеличили свою долю до 38%. В результате общее количество сделок снизилось почти на 50%. После подъемов в октябре рынок столкнулся с резким падением, а по прогнозам, 2025 года объем реализации грузовиков составит лишь 46 тысяч единиц. 2023 год ознаменовался рекордами, когда реализация тяжелых грузовиков достигла 125,7 тысячи единиц. Большой объем остатков на складах был вызван не только высоким спросом, но и давлением на производителей, стремящихся поддерживать уровень продаж. Сложности с продажами ожидаются в преддверии роста утильсбора в 2026 году, что может создать дополнительные барьеры. Представляя данные о финансовой ситуации, Максим Шишко отметил, что многие компании уже не могут выполнять обязательства по лизингу, что вынуждает их приобретать более дешевые подержанные автомобили вместо новых. На текущий момент на складах находится около 14 тысяч грузовиков, которые невозможно продать, создавая дополнительное давление на рынок. По результатам обсуждений, участники конференции прогнозируют, что в ближайшие годы в сегменте HCV продажи могут упасть до 4 тысяч единиц в месяц, в то время как в 2023 году этот показатель превышал 10 тысяч. Варианты улучшения ситуации связаны с изменениями на международной арене. На данный момент КАМАЗ занимает лидирующую позицию на рынке HCV с продажами в 12,6 тысяч единиц и долей 30,1%. Далее следуют Sitrak, Shacman и FAW, которые продолжают борьбу в условиях нарастающей конкуренции и экономической нестабильности.