Электромобили под давлением: ситуация на рынке продолжается ухудшаться

На фоне гибкой законодательной базы, касающейся электромобилей, российские автолюбители остаются в смятении. Изменяющиеся условия, касающиеся преференций и сборов на электрические автомобили, ставят под сомнение их привлекательность. С начала года выросший утилизационный сбор на электромобили, сравнявшийся со сбором на машины с ДВС, подверг продажу жесткому удару. С января по март количество проданных электромобилей упало больше чем на 50%: с 3844 до 1854. Тем не менее, во втором и третьем кварталах ситуация начала улучшаться, с поставками в 2546 и 3586 электромобилей соответственно. С учетом сохраняющейся напряженности на рынке, можно прогнозировать, что продажи останутся на уровне 1000-1200 единиц в месяц до конца следующего лета. Ожидаемая динамика продаж в последние месяцы следующего года состоит из: 795 машин в апреле, 786 в мае и 965 в июне. В то же время новая партия электромобилей 2025 года начала демонстрировать оживление на фоне перечисленных показателей: с 196 автомобилей в апреле до 597 в сентябре. Значительную долю рынка продолжает занимать бренд Zeekr с результатом 891 проданного автомобиля за третьи квартал, однако его доля постепенно снижается, упав до 25%. Выделить также стоит выполнение планов завода «Москвич», который смог реализовать 430 электрокаров модели 3е, в основном направленных на юридические лица. Evolute с моделью i-Pro реализовала 363 единицы, показывая активность на рынке. Тем не менее, Amberauto с моделью А5 показала лишь 277 продаж, что не вкатилось в ожидаемые результаты. Ситуация остается сложной для большинства. Продажи модели Ora упали до 50 автомобилей, а Avatr продемонстрировал 263 проданных единиц. Кроме того, BYD смог реализовать 258 автомобилей, хотя многие марки, включая BMW и Tesla, остаются на прежних позициях и показывают очень слабую активность. Некоторые новые автомобили все-таки находят своих клиентов. Например, Eonyx М2 продемонстрировал интерес — два покупателя приобрели его в сентябре. В целом, рынок электромобилей в России требует более долгосрочной стратегии для успешного сохранения интереса. Как вы считаете, если правительство продолжит вводить новые правила в сфере утилизационного сбора, сможет ли это кардинально изменить систему продаж электромобилей в стране?