БАЗ: новые горизонты в производстве тяжёлых грузовиков
В прошлом году мы обсуждали развитие тяжёлых грузовиков БАЗ, шасси которых разрабатываются инженерами компании «Романов» на основе технологий Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). В настоящее время производство автомобилей планируется на территории в Шушарах под Санкт-Петербургом, где прежде выпускали технику от компании MAN. Изначально проект стартовал на Обуховском заводе, который входит в состав корпорации «Алмаз-Антей», но затем было принято решение создать отдельное юридическое лицо для работы по направлениям гражданской техника — «Романов».
Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской всех осей была утвердена в 2021 году, а в январе 2022 начались проектные работы. Завершение разработки ходового макета состоялось в 2023 году, а запуск производства запланирован до конца этого года. В настоящее время доступны автомобили на шасси 6х6, среди которых седельный тягач, самосвал и бортовая платформа, а также само шасси. Заказчику предлагается выбор из пяти вариантов кабин – от коротких моделей без спального места до высоких с двумя спальниками.
Александр Бредихин, руководитель департамента маркетинга компании, прогнозирует, что в течение трёх лет компания выйдет на уровень продаж 2000 автомобилей в год. На 2026 год установлена планка в 600 машин, которая зафиксирована в специальном инвестиционном контракте с Минпромторгом. Весь рынок тяжёлых автомобилей 6х6 в России оценивается примерно в 6000 автомобилей в год, что делает подобные ожидания реалистичными. На выставочной деятельности компании уже зарегистрировано несколько запросов от заинтересованных компаний в тестировании новых машин.
Одной предсерийной моделью, уже переданной в Газпром для тестирования в Ямбурге, планируется получить ещё одну машину в виде бортовой платформы для Краснодарского региона. В 2024 году стартует работа над моделью 8х8, а позже — 10х10, что даст возможность гибкой модернизации шасси, что обеспечивает уникальную адаптацию под требования клиентов.
Согласно новому одобрению типа транспортного средства, вступившему в силу 2 ноября, была подтверждена возможность использования самосвала для перевозки сыпучих и навалочных грузов. Кабина будет каркасно-панельной и комплектоваться откидной передней частью. Все технические параметры, такие как расстояние между осями и допустимые нагрузки, соответствуют действующим стандартам.
И, наконец, распространение машин БАЗ будут обеспечивать отечественные двигатели ЯМЗ-6531, оснащённые необходимыми для максимальной производительности характеристиками. Коробка передач будет иметь 9 ступеней, позволяющую оптимизировать работоспособность. На вопрос о маржинальности, Бредихин заметил, что, как и в любом высокотехнологичном проекте, приходит время инвестиций. Прогнозируемая окупаемость менее 10 лет оставляет надежды на введение продукции в рынок без значительных убытков.