Автопроизводители России требуют пересмотра утилизационного сбора
Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило предложение в Минпромторг с просьбой обновить методику расчета утилизационного сбора на автомобили. Это обращение направлено на борьбу с "серым" импортом, который осуществляется через регистрацию машин на физических лиц. ОАР включает таких крупных игроков, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ и КАМАЗ, и выступает в интересах отечественных брендов.
В обращении, которое было передано главе Минпромторга Алиханову, указывается, что действующие правила, основанные на Постановлении правительства №1291 от декабря 2013 года, устарели и требуют доработки. Автопроизводители предлагали изменить привязку утилизационного сбора с рабочего объема двигателя на его мощность. Этот шаг кажется логичным, ведь современные автомобили часто имеют высокопроизводительные турбомоторы, которые при малом объеме могут обеспечивать значительную мощность.
Имеем ситуацию, при которой автомобили с совершенно разными ценовыми категориями облагаются одинаковым сбором. Например, бюджетный седан Changan Alsvin (1,48 л, 98 л.с.) в 1,85 млн руб. и BMW X3 (1,99 л, 255 л.с.) за 8 млн руб. платят один и тот же утилизационный сбор в 677,4 тыс. руб. Это вызывает вопросы о социальной справедливости в данном подходе.
Кроме того, в ОАР отмечают, что существующие льготные ставки утилизационного сбора на физических лиц наносят вред авторынку. В настоящее время физические лица, импортирующие автомобили для личного использования, платят 3400 рублей за машину до трех лет и 5200 рублей за старше трех лет. Однако существуют ограничения на перепродажу таких автомобилей в течение года. За последние годы условия создали почву для "серого" ввоза, и в 2025 году доля таких автомобилей, зарегистрированных на физлиц, возросла до 50-70%. Это приводит к нехватке сертифицированных автомобилей с гарантией и соответствующим обслуживанием, а также к упущенным поступлениям в бюджет от высоких налогов для юридических лиц.